понедельник, 21 апреля 2008 г.

УРОК 1. «Урок – дискуссия».

«Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья то с голыми ветвями, создающие своеобразную «графику зимы», то с листвой яркой, весенней
насыщенной живописной. Разные состояния воды, принимающие на себе
окраску неба и
окружающих берегов, лужи дорожные, роса, туман… Вечные, вечный маскарад, вечный
праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток».

Д.С.Лихачев «Заметки о русском»

Тема урока: «Пейзаж в произведениях художников дальневосточников».

Цели урока:

ü изучение творчества художников через видеоинформацию и прослушивание сообщений учащихся подготовленных к уроку;

ü воспитание патриотических чувств к малой родине через умение видеть и ощущать красоту и гармонию миростроения;

ü развивать способности понимания природы единства науки и искусства. Умение анализировать увиденное через призму полученных знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Подготовка к усвоению новых знаний. Актуализация прежних знаний, выявление опорных знаний

III. Знакомство с жизнью и творчеством художников Дальнего Востока с демонстрацией работ на экране

IV. Дискуссия. Анализ экспонированных работ

Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть личным богатством помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко. К.Д. Ушинский неоднократно отмечал благородное влияние природы на человека. Он восторженно писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля; а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

II. Подготовка к усвоению новых знаний. Актуализация прежних знаний, выявление опорных знаний

1. Дать определение понятию «пейзаж».

2. Виды пейзажного жанра.

а) Поэзию деревенского быта, его естественная связь с окружающей средой, природой (сельский пейзаж).

б) Уголки природы созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей человека (парковый пейзаж).

в) Рассказы художника о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн (морской пейзаж).

г) Изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой (архитектурный пейзаж).

д) Рассказ художника о роли и значении человека – созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных паутин мостов и вокзалов (индустриальный пейзаж).

е) Пейзаж – картина, оформляющая здание стилизованными элементами пейзажа (декоративный пейзаж).

ж) Величавая картина природы, полная внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для пейзажа, который мы называем эпическим.

3. А теперь, давайте вспомним и дадим определение тому, что мы видим по четкости и конкретности изображения.

а) Передний план.

б) Средний план.

в) Дальний план.

Что влияет на наше зрительное восприятие?

«Воздушная перспектива»

Как она влияет на изображение по планам?

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием среды и пространства. Воздух – прозрачная среда, но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, то есть толще воздушного слоя с увеличением влажности, частиц пыли, давления и пр. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени суток. Известно, что видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет, тем больше его изображение на сетчатке. И, действительно, все ближнее к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а далее не полно, обобщенно. Вся глубина пространства делится на три плана: ближний, средний, дальний. При изображении первопланных предметов раскрывают индивидуальные особенности формы, прорисовку, характерную для каждого предмета мелких и крупных частей, и, передачу целостности большой формы, в которой все элементы согласованы и соподчинены. При изображении предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, формируется из них характер всей массы, цельное и несколько уплощенное; при изображении предметов дальнего плана крайнее обобщают форму схематизации предметов, показом не частей, а всей их плоской массе через контур, светлоту или цвет. Из сказанного можно вывести законы воздушной перспективы:

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Также их нужно и изображать.

2. Все ближние воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче.

3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять.

4. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся плоскими, для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.

5. Все удаленные предметы покрываются воздушной дымкой. Приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой. Для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные - одинаковыми.

III. Знакомство с жизнью и творчеством художников Дальнего Востока с демонстрацией работ на экране.

Александр Михайлович Кобылкин.

Александр Михайлович Кобылкин родился 6 ноября 1929 года в Хабаровске. В 1946 году он поступил в биробиджанское художественно — графическое училище. После окончания училища с 1950 по1953 годы работал на Камчатке учителем рисования и черчения. В 1953 году переехал в Комсомольск — на — Амуре. Частные поездки по краю давали возможность собирать уникальный этюдный материал. В нашем городе больших законченных произведений Кобылкина А. М. почти не сохранилось, за исключением тех 2-3 картин, что хранятся в собрании Дальневосточного художественного музея. Иллюстрация: «Амурский посёлок»; «Вечер в деревне»; «На берегу Амура»; «Кунгасы»







































Николай Фёдорович Чайкин.

Николай Фёдорович Чайкин родился в 1922 году в сибирском селе Пр

окопьево. В 1932 году вся семья переехала на Дальний Восток - в Хабаровск. Уже в школе Николай Чайкин полюбил рисование и тогда же решил стать художником. В 1940 м году поступил в Благовещенский педагогический техникум на художественный факультет. Война нарушила все планы, помешала закончить учёбу и получить специальное образование. В 43-44 годах работал художником в редакции газеты «Рыбаки Амура». По настоящему его профессиональной школой стала сама жиз

нь, а известным пейзажистом он стал благодаря Амуру. Произведения Чайкина полюбили и власть и народ, покупали много, много художник и дарил. Известно, что Чайкин художник одного жанра, он «пейзажист чистой воды». Для художника Чайкина пейзаж не просто популярный жанр, не только основное направление его работы, - это вся его жизнь. Нет ни одного природного состояния, которое бы не отразилось в холстах этого мастера, нет ни одного времени года, которое бы не было вновь сотворено волею художника. Основной мотив творчества Николая Фёдоровича виды Амура, Уссури и окрестности Хабаровска. Каждый пейзаж конкретен по замыслу и символичен по сути. И поэтому

всякая новая работа Чайкина, будь то небольшой этюд или выставочное полотно это дополнительный штрих, деталь в собирательный образ Дальне Востока, созданию которого художник посвятил всю свою творческую жизнь.


Иллюстрация: «Утро на Амуре»; «Утро города»; «Хехцир»























Григорий Степанович Зорин.

Григорий Степанович Зорин родился в обычной крестьянской семье в деревне Власово на Урале в 1919 году. В 19 лет Григорий Зорин стал студентом Иркутского художественного училища. В 1941 художники стали солдатами. Война всех разбросала. Зорин служил на Дальнем Востоке Казакевичево, Камчатка, Порт Артур. С 1948 года Зорин становится активным участником городских выставок. Каждая выставка, становилась презентацией новой живописной страницы истории Дальневосточного края: «Сибирской дальней стороной» (1959-60), «Землепроходцы» (1959-60) Этюд к картине «Бухта».









IV. Дискуссия. Анализ экспонированных работ.

Адекватно-эмоциональный отклик на просмотренные работы:

  • по характеру изображенного ландшафта;
  • по манере письма;
  • по свето-воздушной среде;
  • по плановости;
  • по отношению художника к изображаемой природе;
  • по уровню горизонта, точка зрения художника.

Комментариев нет: