понедельник, 21 апреля 2008 г.

«Отношение к миру природы, жанр пейзажа»

Блок уроков по предмету

Изобразительное искусство

6 класс

Рахматурова Г.Н.

ХАБАРОВСК 2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью моей методической разработки является развитие художественно-творческих способностей детей, освоение ими методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами изобразительного искусства. Воспитание нравственных качеств, обеспечивающих успех в познании материальных и духовных ценностей.

В связи с тем, что урок изобразительного искусства – это один час в неделю, и мы имеем большой разрыв во времени возникает острая необходимость теснее связать уроки между собой и для более глубокого изучения, познания материала объединить его блоки. Такой блок я попыталась создать путем подбора видовых уроков: урок – дискуссия, урок – пленэр, урок – творческая мастерская. Объединены они одной общей темой – «Отношение к миру природы».

Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно факторов социально-психических и социально-педагогических. Влияет на успешность деятельности и сила мотивации, и ее структура как таковая. Согласно закону Йеркса-Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от мотивации. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности.

Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве. Школьной программой по рисованию предусмотрены специальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учитель знакомит с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Дети узнают, как и какими средствами, художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих произведений. Систематическое ознакомление учащихся с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. Умения и навыки при изучении художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются – начиная с элементов умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел. Беседы в изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и духовного воспитания. Во время беседы учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события, которые прославили Отчизну. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано о картине из жизни нашей страны, ее пейзаже и т.д., тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатывается в его сознании. Итак, мы видим, что разнообразие занятий по изобразительному искусству имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений и навыков рисования, но для общего развития учащихся. Занятия рисованием строятся с соблюдением логической последовательности в изложении учебного материала, с расчетом объема, времени и глубины содержания темы. Весь курс рисования определяется кругом знаний и навыков, которые необходимо усвоить каждому учащемуся.

Связывая воедино восприятие работ мастеров (в данном блоке художников дальневосточников), анализируя их творческую деятельность, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что нет и почему. Это дает возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, чего дети не понимают, в чем плохо разбираются. Учителю следует раскрыть значение использования художественных законов и их влияние на построение композиций, картины. Проводя беседу с учащимися очень важно захватить внимание детей, но еще сложнее его удержать. Зная это, мы возбуждаем его внимание, начинаем разговоры о знакомых и близких понятиях о природе родного края, о ее величии и красоте, о тех местах, где дети бывали, о переживании виденного. Очень важно, чтобы дети активно участвовали в беседе и обсуждении творчества художников дальневосточников.

Впечатления и познание нового материала создают нам базу для второго урока – урока-пленэра. Мы осуществляем взаимосвязь между разными видами деятельности. Второй урок – это урок практической деятельности. Дети работают на природе с педагогом-художником. Делают наброски с деревьев, кустарников, цветов. Итак, мы приступаем к следующему уроку – рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной деятельности. При обучении рисованию мы должны иметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В рисовании с натуры процесс познания предмета изображения является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Второй урок дети проводят на пленэре, выполняя наброски, они имеют прекрасную возможность анализировать и наблюдать форму деревьев, конструкцию стволов, объемы крон. Создавая большой объем набросков, дети готовятся к следующему уроку – уроку - творческой мастерской, который по своей сути является завершающим этапом деятельности над темой.

Урок – творческая мастерская – это урок самостоятельной творческой деятельности, которую мы можем не ограничивать рамками урока. Его при желании можно продолжить на занятиях в художественной школе, то есть у детей, увлеченных темой, есть возможность продолжить эту работу, используя свои наработки. Итак, для успешной работы мы используем основные положения современной дидактики и реализуем их на практике:

- принцип научности;

- принцип сознательности и активности;

- принцип прочности усвоения знаний.

В ходе обучения мы увеличиваем объем знаний, развиваем умение учащихся от простейших навыков к более сложным приемам работы. Мы руководствуемся при этом принципом систематичности и последовательности обучения. Результатом нашей творческой деятельности являются завершенные художественные произведения каждого ребенка, и мы готовим вернисаж. В принципе, уроки этого блока могут быть видоизменены, так например, в одном классе мы первый урок провели как урок-экскурсию в галерее Федотова и имели прекрасную возможность прослушать лекцию о художниках-пейзажистах Дальнего Востока и любоваться их работами.

Результатом деятельности учащихся в прохождении блока уроков «Отношение к миру природы» стали: во-первых, закрепление материалов теоретического раздела (жанр пейзажа «дикая или преображенная природа», вид пейзажа по ландшафтному признаку, понятие линейной перспективы, понятие воздушной перспективы); во-вторых, усвоение новой информации о творчестве художников Дальнего Востока: Г.Зорина, А.Кобылкина, Н.Чайкина.

И создание собственных творческих произведений.


Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

Блок уроков «Отношение к миру природы, жанр пейзажа» состоит из четырех видовых уроков (по виду деятельности):

1. Урок - дискуссия

«Пейзажи в произведениях художников дальневосточников».

2. Урок – пленэр

«Рисование с натуры на природе».

3. Урок – творческая мастерская

«Пейзаж родного края».

Комментариев нет: