понедельник, 21 апреля 2008 г.

УРОК 3: «Творческая мастерская».

В результате работы на первых двух уроках – урока-дискуссии и урока-пленэра, мы формируем художественное мышление учащихся при изучении творческой деятельности профессиональных художников, творчество которых тесно связано с Дальним Востоком. Развиваем способность оценивать художественное качество произведения искусства. Как никакая другая область художественного творчества пейзаж способен выразить мироощущение человека, настрой его души.

«…Не то, что мните вы природа;

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Ф. Тютчев

Пейзаж в изобразительном искусстве, так же как в литературе и музыке – это выражение поэтического видения окружающего мира художника. Рисуя, не просто воспроизводит он конкретный пейзаж, он выбирает близкую себе тему, чтобы выразить человеческие чувства, драматические контрасты или стремление к гармонии. «Из одного и того же множества увиденных объектов каждый выберет именно те, которые будут ему интересны. Логично было бы предположить, что существует некая внутренняя эмоция интереса и что эта эмоция обеспечивает силиктивную мотивацию процессов восприятия и внимания, что она не только стимулирует познавательную активность индивида, но и упорядочивает ее» (У.Джеймс). Художник не сразу обретает свободу выражения. Длительный путь изучения элементов, из которых складывается пейзаж приводит к профессиональному мастерству.

С чего начинают работу над пейзажем?

Мы с учащимися вспоминаем произведения художников, с которыми мы работали на первом уроке. Затем, рассматриваем и отбираем наброски, необходимые для создания композиции и выстраиваем алгоритм работы над композицией, предварительно повторив базовые принципы композиции по типам: замкнутой композиции и открытой композиции. Делаем несколько небольших эскизов, в которых ведем поиск наиболее выразительной композиции.

Алгоритм работы над композицией «Природа родного края».

1. Выбираем линию горизонта, которому будет подчиняться все изображение, так как компановка изображения находится в прямой зависимости от уровня горизонта.

2. В зависимости от уровня горизонта, подробно моделируются силуэты и объемно-перспективные сокращения, изображаемых деревьев.

3. Определяем пропорциональные отношения стволов на переднем и дальнем плане.

4. Определяемся в тональном отношении переднего и дальнего плана.

5. Прорабатываем отдельные элементы первого плана.

Нами задумывался графический пейзаж, мы делали графические наброски, но если у ребенка появится желание выполнить пейзаж в цвете, это его выбор и его право.

При завершении работы над композицией мы проводим просмотр выполненных творческих заданий и готовим итоговую выставку.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Базанова М.Д. «Пленэр».-М., 1994г.

2. Претте М., Капльдо А. «Творчество и выражение».-1981,1985

3. Подласный И.П. «Педагогика».т.1.-Из-во «Просвещение»

4. Кэрролл Э. Изард «Психология эмоций»

5. Кузин «Методика преподавания ИЗО в школе»

6. Неменский «Методика преподавания ИЗО в школе»

7. Ростовцев «Методика преподавания ИЗО»

Комментариев нет: