«…Не то, что мните вы природа;
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Ф. Тютчев
Пейзаж в изобразительном искусстве, так же как в литературе и музыке – это выражение поэтического видения окружающего мира художника. Рисуя, не просто воспроизводит он конкретный пейзаж, он выбирает близкую себе тему, чтобы выразить человеческие чувства, драматические контрасты или стремление к гармонии. «Из одного и того же множества увиденных объектов каждый выберет именно те, которые будут ему интересны. Логично было бы предположить, что существует некая внутренняя эмоция интереса и что эта эмоция обеспечивает силиктивную мотивацию процессов восприятия и внимания, что она не только стимулирует познавательную активность индивида, но и упорядочивает ее» (У.Джеймс). Художник не сразу обретает свободу выражения. Длительный путь изучения элементов, из которых складывается пейзаж приводит к профессиональному мастерству.
С чего начинают работу над пейзажем?
Мы с учащимися вспоминаем произведения художников, с которыми мы работали на первом уроке. Затем, рассматриваем и отбираем наброски, необходимые для создания композиции и выстраиваем алгоритм работы над композицией, предварительно повторив базовые принципы композиции по типам: замкнутой композиции и открытой композиции. Делаем несколько небольших эскизов, в которых ведем поиск наиболее выразительной композиции.
Алгоритм работы над композицией «Природа родного края».
1. Выбираем линию горизонта, которому будет подчиняться все изображение, так как компановка изображения находится в прямой зависимости от уровня горизонта.
2. В зависимости от уровня горизонта, подробно моделируются силуэты и объемно-перспективные сокращения, изображаемых деревьев.
3. Определяем пропорциональные отношения стволов на переднем и дальнем плане.
4. Определяемся в тональном отношении переднего и дальнего плана.
5. Прорабатываем отдельные элементы первого плана.
Нами задумывался графический пейзаж, мы делали графические наброски, но если у ребенка появится желание выполнить пейзаж в цвете, это его выбор и его право.
При завершении работы над композицией мы проводим просмотр выполненных творческих заданий и готовим итоговую выставку.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Базанова М.Д. «Пленэр».-М., 1994г.
2. Претте М., Капльдо А. «Творчество и выражение».-1981,1985
3. Подласный И.П. «Педагогика».т.1.-Из-во «Просвещение»
4. Кэрролл Э. Изард «Психология эмоций»
5. Кузин «Методика преподавания ИЗО в школе»
6. Неменский «Методика преподавания ИЗО в школе»
7. Ростовцев «Методика преподавания ИЗО»
Комментариев нет:
Отправить комментарий